ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ
Том X , С. 51-52
опубликовано: 11 сентября 2010г.

ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ

Содержание

Входные молитвыВходные молитвы [церковнослав.   ], молитвы священнослужителей при входе в алтарь перед началом литургии. По значению и содержанию они сближаются с келейным правилом перед Св. Причащением, но в отличие от него совершаются в храме всеми священнослужителями вместе и поэтому считаются уже частью службы.

XII-XVI вв.

В древнейших греч. рукописях Евхология В. м. не выписываются; в уставах литургии XII-XV вв. в качестве входной обычно приводится молитва Κύριε, ἐξαπόστειλον τὴν χεῖρά σου ἐξ ὕψους κατοικητηρίου σου, καὶ ἐνίσχυσόν με εἰς τὴν προκειμένην διακονίαν σου̇ (                ) (Красносельцев. Уставы литургии; ср.: Goar. Euchologion. P. 47-48).

В слав. же рукописных Служебниках XIII-XIV вв. часто выписываются молитва «за входящая в церковь»:       , а также 2 молитвы иерея о себе перед службой:     [ ],   [ ]   и        . Молитва «за входящая в церковь» встречается в нек-рых греч. рукописях Евхология т. н. периферийной редакции (где к к-польской основе прибавлены нек-польские элементы) как альтернативная молитва малого входа в чине литургии свт. Иоанна Златоуста (Jacob. Formulaire. P. 85-93, 202-203). В слав. рукописях она никогда не используется как молитва малого входа, но иногда - напр., в т. н. Антония Римлянина Служебнике XIV в. (ГИМ. Син. 605) - приводится как молитва перед службой, хотя чаще она включается в состав молитв, сопровождающих великий вход. Греч. оригиналы 2 молитв иерея о себе перед службой до сих пор не выявлены.

В рус. практике XV-XVI вв., несмотря на переход на т. н. евфимиевскую редакцию чина литургии, основанную на «Уставе Божественной литургии» К-польского патриарха Филофея Коккина с уже упоминавшейся молитвой Κύριε, ἐξαπόστειλον τὴν χεῖρά σου̇ (    ), В. м., известные по дофилофеевским рус. Служебникам, продолжили существование и были дополнены целым рядом др.: Пс 14 и 22, краткими молитвами «егда звонят» (  ), по пути в храм (   ), при входе в храм (   ) и др. Это привело к большому разнообразию в изложении чина В. м. в рукописях (Дмитриевский. С. 57-74), а также к тому, что чин В. м. постепенно превратился в 2 самостоятельных - чин входа в храм и чин входа в алтарь.

Русский чин сер. XVI - сер. XVII в.

Вопрос о разнообразии в последовании В. м. в рукописях был поставлен Стоглавым Собором (1551), к-рый принял решение об унификации В. м. Утвержденное на Стоглавом Соборе последование (гл. 9) вошло в первопечатные рус. Служебники и использовалось до реформ сер. XVII в. Оно состоит из 2 частей, до входа в храм и в храме, и имеет сложный порядок. 1-я часть включает молитвы   и    , а также Пс 14 и 22, «Достойно есть» и отпуст. Ко 2-й части иерей облачается в епитрахиль и становится с диаконом перед иконостасом; за обычным началом следуют тропари    ,    ,        ,      и совершаются поклоны к правой и левой сторонам св. врат, во время к-рых читаются молитвословия            (при поклонении к правой стороне) и       (при поклонении к левой стороне); затем - тропари     и       . Далее читаются тропари дню или празднику, храму, творцу литургии, после чего совершается целование образов на правом и левом столбцах св. врат, на св. вратах, др. икон в иконостасе и в храме, с чтением соответствующего тропаря при целовании каждого образа. Наконец, священнослужители входят в алтарь с чтением молитвы     , поклоняются св. престолу и начинают облачаться в священные одежды (см., напр.: Служебник. М., 1646. Л. 69 об.- 77). При архиерейском богослужении чин В. м. еще более усложнялся (Дмитриевский. С. 69-71).

Современная практика

В ходе литургических реформ сер. XVII в. рус. чин В. м. был приведен в полное соответствие с изложенным в греч. старопечатных изданиях и остается таким до наст. времени в слав. и в греч. Церквах. Он состоит из одной части, к-рая совершается диаконом и священником (в епитрахили) перед св. вратами и включает обычное начало, покаянные тропари      , тропари      и         (во время к-рых священнослужители прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери в местном ряду), молитву     (ее читает не диакон, а священник), поклоны (к-рыми священнослужители испрашивают прощение у Бога, друг у друга и у народа), Пс 5. 8b - 13 (в это время священнослужители входят в алтарь, поклоняются св. престолу и прикладываются к нему). Вслед за В. м. совершается облачение.

В особых случаях чин В. м. несколько меняется: при совершении литургии Преждеосвященных Даров опускается молитва     , а на Светлой седмице принято сразу после священнического возгласа вместо обычного начала и покаянных тропарей и перед тропарями на целование местных образов читать трижды тропарь Пасхи, а затем те пасхальные ипакои, кондак и 3 тропаря, к-рые входят в состав часов Пасхи.

Дониконовский рус. чин В. м. ныне используется только в единоверческой и старообрядческой практике, но отчасти он сохранился в чине В. м. при архиерейском служении: в совр. рус. практике торжественная встреча архиерея начинается с «Достойно есть» или задостойника и отпуста (след от 1-й части В. м. в дониконовской практике), а помимо икон Спасителя и Божией Матери в местном ряду архиерей обычно прикладывается и к иконе храмового святого или праздника, с чтением соответствующего тропаря (целование храмовой иконы встречается как местный обычай и в приходской практике).

Лит.: Служебник (МП). С. 73-77; Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Каз., 1884.
Диак. Михаил Желтов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТИМИНС "вместо престола" (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия
  • ВЕЛИЧАНИЕ краткое песнопение, употребляющееся в богослужении нек-рых негреч. правосл. Церквей при совершении службы с полиелеем или бдением
  • ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ чин торжественной встречи епископа при его входе в храм для совершения службы, составляющий особенность архиерейского богослужения
  • ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице
  • АКСИОС часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротонии
  • АНАМНЕСИС литургич. термин, обозначающий одну из частей анафоры